Учителя-логопеды МБДОУ детский сад №16 «Радость»:

Яблинская Татьяна Анатольевна —

высшая квалификационная категория,

образование – высшее педагогическое

стаж работы по специальности – 24 года

yablinskaya

Шереметьева Татьяна Владимировна —

высшая квалификационная категория,

образование – высшее педагогическое,

стаж работы по специальности – 8 лет

sheremeteva

Логопедический пункт в ДОУ организован с целью  раннего выявления и преодоления отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.

Логопедический пункт при ДОО открыт приказом руководителя ОУ на основании данных обследования детей и выявления тех, кто нуждается в логопедической помощи.

Деятельность логопедического пункта регламентируется Уставом ДОО и Положением о логопункте.

Непосредственное руководство работой логопедического пункта в ДОО осуществляет руководитель дошкольного образовательного учреждения.

Основными задачами логопедической службы являются:

  • осуществление диагностики речевого развития детей;
  • определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально личностных особенностей детей;
  • организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;
  • распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия.

Организация работы логопункта

Врач работает с болезнью, священник с грехами, педагог с идеалами, психолог с иллюзиями…

Знаете ли вы профессию, в которой сочетались бы милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии?
Эти качества являются неотъемлемыми составляющими личности настоящего логопеда.

Хорошо, если помощь ребёнок получил в детском саду, ещё не осознав своего дефекта, хуже, когда уже будучи школьником, он оказался один на один с проблемами в общении, в усвоении программного материала. А проблемы, как снежный ком, накручиваются и накручиваются, ребёнок не понимает и не знает как это остановить, как догнать сверстников.

 Именно поэтому мы – логопеды протягиваем руку помощи таким детям ещё в дошкольном возрасте. И понемногу, осторожно начинаем вместе распутывать этот ком, рассматривать, как и почему это произошло. И ещё до начала каких – либо успехов ребёнок успокаивается, мы вселяем в него уверенность, он чувствует поддержку, нашу искреннюю заинтересованность в его жизни. Первый успех, а затем множество маленьких побед окрыляют ребёнка и способствуют сильному желанию достичь хороших результатов.

Наличие логопункта в ДОУ – пример инклюзивного обучения, поскольку при этой форме логопедической помощи дошкольники значительную часть времени проводят среди нормально развивающихся сверстников.

Помощь ребёнку в условиях логопункта мало эффективна, если в неё не вовлечены родители воспитанников и воспитатели групп.

Бесспорно, ключевые позиции в организации коррекционно – речевой работы в ДОУ принадлежит логопеду, деятельности которого оказываются присущи достаточно широкие и разнообразные функции:

  • Диагностическая,
  • профилактическая,
  • коррекционно – педагогическая,
  • организационно – методическая,
  • контрольно – оценочная.

Однако не следует забывать и о достаточно сильном потенциале других участников коррекционного процесса – педагогическом коллективе, родителях и, наконец, самого ребёнка, которые существенным образом могут влиять на сроки и результаты логопедической работы, а в конечном итоге определяют эффективность инклюзивного обучения.

Практика показывает, что для нормализации речи детей с фонетическим недоразвитием необходимо от полутора до шести месяцев, тогда как работа с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обычно продолжается в течение целого учебного года и более. Все дети, завершившие курс занятий,  остаются в поле зрения логопеда, чтобы при необходимости оказать консультативную помощь им и родителям. На освободившиеся места зачисляются другие дети и тем самым «запускается» очередной «виток» алгоритма коррекционно-педагогического процесса, когда уже другие дети, педагоги, родители последовательно проходят с логопедом через все его этапы.

При зачислении детей на логопункт учитывается характер, степень тяжести речевых нарушений, возраст детей, в первую очередь оказывая коррекционную помощь старшим дошкольникам с теми нарушениями речевого развития, которые будут препятствовать их успешному обучению в школе, а так же детям младшего и среднего дошкольного возраста со сложными речевыми нарушениями.

По мере того, как освобождаются места, набираются дети среднего, затем младшего возраста с дефектами, имеющими не возрастные нарушения. Количество детей, занимающихся на логопункте 20-25 человек.

Среди родителей существует иллюзия о возможности магического «волшебного» разрешения всех проблем ребёнка только в результате посещения им коррекционных занятий. Какие бы значительные позитивные изменения в речи детей ни происходили на занятиях с учителем – логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная речевая динамика в ходе логопедического воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребёнка не находят отклика, понимания, оценки у воспитателей группы и родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие не видят истинного смысла этих изменений.

Таким образом даже краткая характеристика работы логопеда в условиях логопедического пункта в дошкольном учреждении  убеждает в том, что новая модель коррекционно-речевой поддержки позволяет оказывать необходимую своевременную помощь значительному числу остро нуждающихся детей с разной степенью выраженности речевых нарушений.

В основе нашей работы – Любовь и Доброта.