В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования обучение дошкольников безопасному участию в дорожном движении относится к образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие детей», которое направлено на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе.

Конкретное содержание указанной образовательной области зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной Программы дошкольного образования и может реализовываться в различных видах деятельности (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность).

Первая младшая группа (2–3 года)

Воспитание у детей умения ориентироваться в ближайшем окружении начинается с первых дней пребывания их в образовательной организации.

Дети до трёх лет уже могут узнавать и называть то, что они видят во дворе, на улице: дом, машина, мяч и т.п. В этом возрасте необходимо учить детей различать предметы, называть их, выбирать по размеру и цвету, выделяя красный, зелёный, жёлтый.

В этот период происходит активное обогащение опыта детей разнообразными сенсорными впечатлениями, возрастает интерес к окружающему и особенно к средствам передвижения. Дети знакомятся с транспортом, характерным для местности, в которой они живут.

У детей 2–3 лет должны начать активно формироваться следующие привычки, навыки, правила:

  • по улицам ходить одному нельзя, можно только с родителями или с другими знакомыми взрослыми;
  • дорогу можно переходить, только держась за руку взрослого человека;
  • рядом с дорогой надо быть очень внимательным.

Вторая младшая группа (3–4 года)

Основная задача работы с детьми этого возраста — познакомить их с простейшими правилами безопасного поведения, создать условия для накопления ими первичного опыта освоения этих правил. Чрезвычайно важно проводить соответствующую работу с родителями малышей с тем, чтобы они продолжали закреплять и развивать этот опыт в домашних условиях.

У 3–4-летнего ребёнка при ознакомлении с новыми предметами сохраняется, как и в более раннем возрасте, тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий. Поэтому ему нужен непосредственный контакт с изучаемым предметом. Объекты или слова запоминаются как результат восприятия и наиболее точно и прочно в тех случаях, когда образы или явления эмоционально окрашены.

Дети должны свободно пользоваться такими терминами, как «дорога», «тротуар», «проезжая часть».

У детей 3–4 лет должны начать активно формироваться следующие привычки, навыки, правила:

  • не подходить к краю тротуара и ни при каких условиях не ступать на проезжую часть дороги;
  • транспорт и дорога могут быть безопасными, если выполнять определённые правила и требования.

А также закрепляться следующие привычки, навыки, правила:

  • по улицам ходить одному нельзя, можно только с родителями или с другими знакомыми взрос­лыми;
  • дорогу можно переходить, только держась за руку взрослого человека;
  • дорога полна неожиданностей и может таить в себе опасность.

Средняя группа (4–5 лет)

У детей данного возраста выражено стремление подражать взрослым и старшим детям. Им свойственна переоценка своих возможностей. Потребность в движении преобладает над осторожностью, процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения. Когда дети бегут, они смотрят только вперёд, в направлении бега. Поэтому предметы слева и справа, в том числе автомобили, остаются ими незамеченными. Дети не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг детей 4–5 лет не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребёнка сосредоточено только на том, что он делает.

Самыми распространёнными ошибками, которые совершают дети, являются: игра вблизи дороги и неожиданный выход на проезжую часть. Ребёнок может в одно мгновение сорваться с места и побежать через дорогу.

В этом возрасте необходимо как можно чаще упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве, определять направление от себя, двигаться в этом направлении.

Детей пятого года жизни более детально знакомят с ближайшим пространственным окружением. Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах.

Воспитатель обращает внимание на пешеходный переход и одновременно на обозначающий его знак. Объясняет, что только в этом месте можно переходить дорогу. При подходе к пешеходному переходу надо остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части. Если переход регулируется светофором, дети должны наблюдать в течение определённого времени, чтобы сигналы светофора сменились несколько раз. Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что движение пешеходов начинается только на зелёный сигнал пешеходного светофора, при этом перед тем, как начать движение, необходимо внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, затем направо, ещё раз налево, чтобы убедиться, что транспорт остановился. При движении до середины дороги наиболее внимательно контролировать ситуацию слева, а с середины дороги — справа.

Закреплять полученные впечатления необходимо на занятиях, в играх, беседах, в практикумах на макетах. Во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

К пяти годам у детей формируются следующие привычки, навыки и правила дополнительно к тем, которые сформировались в предыдущий год:

  • ходить можно только по тротуарам, не мешая другим пешеходам;
  • играть и бегать по тротуарам нельзя — это опасно, так как можно заиграться и выбежать на проезжую часть;
  • движение на дорогах регулируется светофором и Правилами дорожного движения;
  • у транспортного светофора три сигнала, у пешеходного светофора — два;
  • дорогу можно переходить только тогда и там, где переход разрешён. Если есть подземный или надземный переход, то безопаснее переходить по этим переходам. Даже если переходишь по правилам (на зелёный сигнал пешеходного светофора и по пешеходному переходу), всё равно необходимо быть предельно внимательным.

Старшая группа (5–6 лет)

В старшей группе воспитатель не только уточняет и дополняет имеющиеся у детей знания, но и готовит их к решению практических задач, связанных с дорожными ситуациями, встречающимися в жизни. Ориентируясь в пространстве, дети учатся определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и по отношению к другим. Очень хорошо развивают координацию собственных движений такие детские игры, как «Перебежки», «Горелки», «Стоп».

Ребёнок пяти лет лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до 5 метров. Ему трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем расстоянии.

Детей шестого года жизни знакомят с правилами поведения в транспорте. Чрезвычайно важно изучить с детьми расположение остановок и посадочных площадок, правила посадки и высадки из транспорта, перехода проезжей части после выхода из транспорта. Следует обратить внимание детей на то, что нельзя прислоняться к дверям, держаться руками за дверь (может открыться, прищемить пальцы, руку); во время движения нужно держаться за поручни.

В старшей группе дети должны получить чёткие представления о том, что Правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять!

Привычки, навыки и правила, которые усваивают дети старшего дошкольного возраста:

  • если возникла необходимость перейти дорогу, необходимо найти ближайший пешеходный переход, дойти до него, остановиться, осмотреться, посмотреть налево, направо, ещё раз налево, а затем, убедившись в своей безопасности, в отсутствии близко идущего транспорта, по пешеходному переходу перейти дорогу, продолжая наблюдать за дорожной обстановкой;
  • когда едешь в автобусе, троллейбусе, другом маршрутном транспорте, надо обязательно держаться за поручни, чтобы не упасть при резком торможении;
  • играть возле дороги и даже стоять у края проезжей части дороги — опасно;
  • выйдя из транспорта, не надо спешить; необходимо подождать, пока автобус, троллейбус отъедут от остановки, а потом найти пешеходный переход и перейти дорогу по нему.

Подготовительная группа (6–7 лет)

В 6–7 лет, благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера, у ребёнка увеличиваются возможности проследить события, совершающиеся в 10-метровой зоне, но оно по-прежнему настолько мало, что составляет десятую часть поля зрения взрослого человека. Ребёнок не способен видеть издалека приближающиеся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге, только подойдя к краю проезжей части.

Дети 6–7-летнего возраста — это будущие первоклассники, которым придётся вскоре самостоятельно переходить дорогу. Они должны быть подготовлены к этому, хорошо знать свой микрорайон, особенно места пересечения дорог, где и какие стоят дорожные знаки, важные для пешеходов.

Детям можно предложить рассказать о своём пути от дома до образовательной организации, совместно с родителями смоделировать или зарисовать его. Целесообразно использовать план-схему микрорайона, где находится дошкольная образовательная организация.

Примерные задания для работы с планом-схемой

  1. «Найди свой дом» — ребёнок находит по очертаниям свой дом и рисует рядом человечка.
  2. «Нарисуй свой маршрут в детский сад» — ребёнок ставит стрелки по пути следования.
  3. «Вспомни дорожные знаки» — ребёнок отмечает места, где есть знакомые дорожные знаки.
  4. «Найди опасные места» — ребёнок отмечает символом опасные места (например, где может внезапно появиться транспорт, где плохой обзор дороги).
  5. «Моя дорога в парк, к другу…» — ребёнок стрелочками рисует маршрут.
  6. «Найди свою остановку» — ребёнок отмечает остановку автобуса (например, которым он может поехать к бабушке, в спортивную секцию и др.).

Все эти задания ребёнок выполняет графически, объясняет, а затем вместе с родителями осваивает маршруты практически.

В этом возрасте необходимо учить детей определять, предвидеть опасные дорожные ситуации и возможность их избегать, а также воспитывать у детей уважение к участникам дорожного движения.

В результате проводимой работы у детей 6–7 лет должны сформироваться следующие привычки, навыки, правила поведения:

  • прежде чем куда-то идти — мысленно представить себе маршрут и отметить в нём места наибольшей опасности;
  • из всех маршрутов движения выбрать наиболее безопасный;
  • переходить дорогу только по пешеходному переходу и только на зелёный сигнал светофора, предварительно убедившись в том, что все машины остановились и пропускают пешеходов;
  • требования дорожных знаков и светофоров не обсуждаются, а выполняются на 100%;
  • реагировать на все изменения погоды и условий видимости как на повышение уровня опасности.

Дошкольники по своим особенностям импульсивны, внимание их быстро переключается и рассеивается. Поэтому многим детям требуется индивидуальная работа над выработкой стиля поведения в дорожных ситуациях. Чтобы у ребёнка не появился страх перед дорогой и транспортом, надо стремиться сформировать у него уверенность в том, что если он будет внимателен и осторожен, соблюдать правила дорожной безопасности, с ним ничего плохого не случится.

ВАЖНО!

Педагоги, обучающие детей основам безопасного поведения на дорогах, должны прежде всего сами ЗНАТЬ и СОБЛЮДАТЬ Правила дорожного движения.